Психологические защиты


Психологическая защита - механизм действия человеческой психики, позволяющий восстановить душевное спокойствие.

1.
ИЗОЛЯЦИЯ, уход от реальности:

ФОРМЫ:
== молчаливость, чрезмерно быстрый уход от ч-л, с работы, одиночество, малая контактность,
== опьянение (наркотики, алкоголь - водка, прир. алкалоиды - кофе, чай),
== компьютер(игры, интернет, программирование), телевизор, музыка, книги,
== активная учеба
== сон
== сумасшествие, аутизм
== коллекционирование, увлечение - например горные лыжи, спорт, вождение авто, то есть та деятельность в которую человек погружается с головой.
== фантазийная активность - написание рассказов,книг ср. фикшнмания
== скрытность - то есть нераскрывание своих увлечений и себя. применяется в той или иной степени большинством людьми. Обычно мало рассказывают о себе при длинной психологической дистанции. но и при близкой некоторые индивиды защищаются.
== нацеленность только на восприятие - без обдумывания происходящего

ПОЗИТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ:
== загадочность притягивает, о вас знают мало, вы интересны, пока вы интересны вы находитесь в центре внимания, от вас не знают что ожидать.
== защита от негативных эмоций, которые могут быть вызваны взаимодействием с другими людьми (злость, агрессия, отчаяние и т.д)
== защита от негативных эмоций других людей, которые могут вызвать анпример страх, бессилие
== игра "Ближе-дальше"

НЕГАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ:
== уход от решения проблемы, погружение в виртуальный мирок созданный изолятором
== негативное отношение других людей.
== возможность через источник увлечения манипулятивно воздействовать на человека или вызывать необходимые для к-л от человека действия

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРИМЕР: История тринадцати - Герцогиня де Ланже (Бальзак) Арман де Монриво

ПРИМЕРЫ:
население смотрит популярные сериалы и фильмы - уход от реальности, погружение в кино-мирок

ПРОДУМАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
Какие ситуации - стрессовые, вызвавшие негативные эмоции.
нет, имхо в стрессовых ситуациях неэффективная защита. Потому что при сильном стрессе сложно избавиться от навязчивого воспоминания. Поэтому лучше выбирать такую форму изоляции которая во время активности потребует 100% внимания. То есть внимание не должно быть рассеянным. Это достигается, когда деятельность полностью занимает мыслительный процесс. Только в этом случае защита эффективна.
Лучше заменить с течением времени другой защитой, а еще лучше заняться устранением проблемы вызвавшей применение защиты.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЗАЩИТЕ:
== принятие проблемы и работа по ее устранению
== активная жизненная позиция

2.
ОТРИЦАНИЕ:

ДЕФИНИЦИЯ
==игнорирование ч-л(ситуации, проблемы), вызывающего беспокойство

ФОРМЫ:
== незамечание позитивных или негативных реакций оппонента ( и возникающее в соответствии с этим слабое понимание реакций)
== незамечание позитивных или негативных сторон чего-либо, восприятие либо в белой либо в черной краске. При вере в что-то человек отрицает факты кторые могут опровергнуть свои убеждения и мал того, ищет факты, которые подтверждают его убеждения, например даже набирает себе группу сторонников, приверженцев. это основание для формирования новых научных гипотез, школ, концепций и т.д.
== элементарное незнание ("Я не знаю, значит мне это не нужно")
== отрицание полезности чего-либо
== отказ от чего-либо
== не признавание, игнорирование
== перекладывание на другого
== отсутствие активности, невыполнение работы, затягивание сроков выполнения, промедление
== переход в другую сферу деятельности
== физический уход
== психологический уход
== обида, жесты обиды(топание, надувание губ и т.п)
== выжидание
== забывание
== повторение прошлых вариантов поведения
== консерватизм
== скептицизм, неверие
== непринятие нового, ретроградство
== защита 6

ЦЕЛЬ:
== сохранение эмоционального равновесия
== сохранение текущего положения дел
== отказ от потрясений от изменений, консерватизм.
== поддержание/сохранение самооценки и своих убеждений
Новое чаще всего опасно. Поэтому лучше жить по старому. Старое уже проверено, надежно, известно. Сравни: человек пользуется холодильником 30 лет, хотя можно было купить новый - неизвестно, что можно ожидать от нового холодильника. Несмотря на то, что он может быть гораздо лучше старого.

КОММЕНТАРИЙ:
Поскольку научение человека происходит определенным образом, у человека могут отсутствовать другие варианты поведения. Поэтому необходимо создание и моделирование новых вариантов поведения, что является очень трудоемким и затратным процессом и может требовать внешнего вмешательства.

НЕГАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ:
== отказ от решения серьезных проблем
== сохранение собственных слабых мест, по которым могут ударить другие люди
== поддержание негативного состояния, сохранение текущей негативной ситуации
== сохранение негативных характеристик характера
== вызывание и поддержание конфликтов
== отказ от самостоятельности
== отказ от взятия на себя ответственности, непринятие ответственности
== понижение качества собственной жизни
== отставание от других
== снижение качества работы

ПРИМЕРЫ:
== в конфликте восприятие только с одной стороны - "данный человек плохой" "данный человек хороший" Что это дает? отделение, разрывание связи, отмежевание. Безопасность - этот человек плохой и этим все сказано. Поддержание своих убеждений и соответственно самооценки в какой-либо сфере. "если этот человек хороший, то плохим являюсь я". Возможно даже параллельная проекция - "этот человек плохой" хотя на самом деле плохим человек считает себя.
== считаете что данный человек любит вас, хотя на самом деле ненавидит.
== человек кричит но не замечает что он при разговоре повышает голос, в то же время не любит когда кто-то повышает голос.
== женщинами - "а что я могу сделать?" Ср песню А. Герман. "Сады" "ну что же тут поделать, другую выбрал ты" -> отрицание возможности самостоятельного воздействия на ситуацию

ПРОДУМАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
во многих ситуациях лучше сохранять над некоторыми вещами занавесу тайны - только чтобы сохранить свою самооценку.
== Заранее известно, что в результате действий лица Х, могут быть вызваны неприятные эмоции. Уход на время, пока Х находится в данном месте.
== Противодействие изоляции - уход
== Средство привлечения внимания и вызывания интереса
== Вы руководитель. Человек вызывает у вас неприятные эмоции. пусть с данным человеком будет общаться ваш заместитель. (делегирование)
== поиск только положительных сторон
== набирание приверженцев, сторонников, людей которые разделяют ваши идеи
== поиск фактов подтверждающих убеждения
== недоверие с целью сохранения позитивных убеждений

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЗАЩИТЕ:
== набирание различных вариантов поведения, нешаблонность, нестандартность
== создавать новые варианты поведения (!!!) в различных ситуациях и отказываться от старых.
== работа с собственной личностью и с проблемой
== действие в кратчайшие сроки
== признание ситуации но с условием дальнейшего разрешения
== в некоторых ситуациях восприятие в различном спектре цветов
== работа с убеждениями, в том числе неприятными. Вы что-то понимаете, но не хотите признать.
== усиление неприятных вещей с целью ликвидации того ощущения которое они вызывают -- пережигание нерва. Погружение в отрицательное переживание настолько, чтобы оно исчезло, то есть отсутствовала реакция на него. должно действовать и здесь!! При проблемах прочувствовать в максимальной степени неприятные последствия которые могут быть вызваны наступлением какого-то события. То есть вместо защиты, вы нападаете на себя. заранее представляете самый худший вариант развития событий, вы его усиливаете до такой степени, что наступление данного события перестает вас волновать (!!!) - данная методика работает как с физическими так и с психологическими переживаниями.ПРИМЕР: боль
== снижение значимости и принятие ч-л неприятного с целью дальнейшей работы с этим неприятным.
== откровенность с людьми, естсественно в рамках допустимого и необходимого
== уничтожение собственных слабых мест

3.
ВСЕМОГУЩИЙ КОНТРОЛЬ (идеализация себя/качеств/вещей/действий/событий/прошлого/будущего и т.д.)

ДЕФИНИЦИЯ:
== представление себя (и относящегося к себе) в лучшем свете, чем есть на самом деле

КЛЮЧЕВЫЕ ФРАЗЫ:
== "Я могу сделать все, даже взорвать землю"
== "Я все сделал сам"

ФОРМЫ:
== отрицание высших сил, напротив, полная уверенность во владении мирозданием, что все подлежит своему разумному объяснению и нет ничего таинственного.
== уверенность в собственных силах, в том, что с работой удастся справится без чужой помощи.
== отрицание заслуг других в решении какой-либо проблемы, уверенность что все было сделано самостоятельно.
== профессиональная компетенция, большие достижения в жизни, но полный завал в какой-то сфере жизни
== убежденность в том, что от него зависит судьбы других людей. Ср. "Благодаря мне вы живете"
== перешагивание через других для достижения цели. [c)Цветков]
== перенесение на себя сделанного другими. Например, ситуация - сломался телевизор. ЧЕловек X глава семьи отдал его на ремонт. После того как телевизор отремонтировали, заявляет другим членам семьи будто он отремонтировал телевизор , хотя на самом деле его заслуга только в том, что он дал деньги на ремонт
== присваивание результатов чужой деятельности
== фантазийная активность на различные темы - представление себя императором, крупным бизнесменом владельцем большой фирмы, джинном, предоставление возможности исполнения любых желаний. т.е такие ситуации, где возможности и способности человека ничем не ограничены. Ср. лампа Аладдина или "По щучьему велению". Часть фолклора и произведений искуства построеная на этом.
== представление/чувство, что судьба всего мира, страны, региона, города, коллектива, отдельных людей находится в его руках.
== чувство, что жизнь человека зависит только от него, ощущение полного контроля над своей жизнью
== присвоение себе положительных качеств, которые на самом деле отсуствуют или не развиты
== завышение своих способностей и сил.
== создание иллюзии, будто положение дел хуже чем на самом деле
== представление прошлого в более выгодном свете, чем оно было на самом деле, вкупе с отрицанием негатива
== улучшение качеств своих вещей по сравнению с вещами других и за счет этого повышение самооценки. Напр, моя ручка круче чем твоя, мой галстук лучше чем твой, мои брюки лучше.
== повышение значимости своих действий для какого-либо дела
== повышение значимости прошлых событий
== представление своего будущего в более выгодном свете чем будущее других людей
== дискриминация любой формы
== представление себя в более выгодном свете, представление других в менее выгодном свете
== излишняя уверенность в своих взглядах и суждениях
== самооправдывание

ПОЗИТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ:
== завышенная самооценка
== приобретение самостоятельности в жизни
== нацеленность на достижения
== хорошее манипулятивное воздействие на людей пользующихся защитой 4

НЕГАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ:
== отсутствие интереса/заботы к другим людям.
== восприятие других как ничего не значащих людей.
== распыление сил и незавершение дел из-за высокой саомоценки. Человек берется за дела, которые не в состоянии сделать.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРИМЕР:
== русские народные сказки "По щучьему велению" и др.

ПРИМЕРЫ:
отрицание чужих заслуг в деле нахождения места для практики для поддержания имиджа.
"Если я захочу я тебя в лепешку размажу", "Если я захочу, ты здесь не будешь учиться"

КОММЕНТАРИЙ:
защита обычно используется соционическими Напами или людьми с завышенной самооценкой, которые получили ее благодаря этой защите

ПРОДУМАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ: В основном с качестве средства для завышения самооценки. Настраивание себя на такой лад, когда существует уверенность, что можно горы свернуть. Но необходимо разумно оценивать свои способности.

4.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ (других людей/вещей/событий/качеств/действий/прошлого/будущего и т.д.)

ДЕФИНИЦИЯ:
==представление ч-л в лучшем свете, чем есть на самом деле

КЛЮЧЕВЫЕ ФРАЗЫ:
== "Я ничего не могу сделать по сравнению с другими"
== "Все за меня сделали другие, я же ничего не могу"
== "Я живу благодаря другим"

ФОРМЫ:
== завышение способностей и возможностей других людей
== присвоение другим положительных качеств, которыми они на самом деле не обладают, представление человека в лучшем свете, чем он есть на самом деле Ср. влюбленность
== занижение своих способностей и сил, неуверенность в силах
== создание кумира, фаворита
== отрицание недостатков других
== отсутствие самостоятельности, перенесение контроля над своей жизнью на других.
== излишняя признательность другим людям
== повышение значимости влияния событий происходивших в стране для своего будущего
== отрицание неблаговидных поступков прошлом другого человека
== незамечание отрицательных качеств лругого человека
== представление будущего других людей в более выгодном свете чем свое собственное будущее
== переложение собственной ответственности за какое-либо неприятное событие на хорошие качества других

ПОЗИТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ:
== сохранение своего эмоционального состояния, предохранение психики от стресса.

НЕГАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ:
== необходимость в более сильном партнере
== заниженная самооценка
== поиск несуществующего совершенства

ПРИМЕР:
== конфликт с Р.А
== настроения при Ельцине -- придет новый президент, поднимет страну, ее экономику

ПРОДУМАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЗАЩИТЕ:
== более разумно оценивать возможности других людей.
== отказ от перфекционизма

5.
ДИСКРЕДИТАЦИЯ (девальвация, обесценение)

КЛЮЧЕВЫЕ ФРАЗЫ:
== "Не сильно то и хотелось"
== "Это фигня"

ФОРМЫ:
== присвоение объекту/объектам отрицательных качеств или характеристик
== понижение значимости чего-либо (чувств, людей, действий, событий, прошлого, будущего, вещей и т.д.)
== пренебрежение
== автоматическая подсознательная дискредитация прошлых событий, если они по времени довольно отдалены от текущего момента.

ПОЗИТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ:
== поддержание текущего позитивного эмоционального состояния, сохранение настроя на победу
== избавление от нежелательных эмоциональных состояний
== повышение эффективности действий в случае, когда без использования защиты действия были бы намного менее эффективными

НЕГАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ:
== отказ от претензий, желания ч-л делать, ч-л добиваться.
== применение защиты против себя - то есть собственная дискредитация

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРИМЕР:
== басня -- "Лиса и виноград" -> "А виноград-то зелен"
== О. де Бальзак "История 13 - Герцогиня де Ланже", защита применена Арманом де Монриво от своей любви
== песня "Есть только миг":
"Чем дорожу, чем рискую на свете я -- мигом одним только мигом одним";
"Счастье дано повстречать иль беду еще - есть только миг";
"Есть только миг между прошлым и будущим"
Для человека существует только одна вещь -- это миг, тот момент в котором мы существуем сейчас. Остального не существует, все, чего нет в данное мгновение -- иллюзия, призрак. Мир только в нашем мозгу.. А реальность - то, что окружает нас сейчас, ослепительный Миг. Настоящее... Прошлого и будущего нет. Живем мы только в данный миг.Мир полон трудностей. Вся жизнь, мгновения состоит из трудностей. Человек не пирамида, человек родился не для покоя , а чтобы преодолевать трудности, выстоять, ЖИТЬ МИГОМ, мгновением.. А мир преходящее. Человек живет отдельно от мира, человеку не всегда по пути с миром. Рискует человек только единственным мгновением. Человеку неизвестно что будет с ним, но ему это и не нужно. У него есть главное - ОН САМ и то мгновение, что существует сейчас, и им нужно уметь правильно распорядиться, а не мечтать о призраках -- достижениях, прошлом, будущем и т.п. .

ПРОДУМАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
== хорошее противодействие любви(и др. эмоциональным состояниям в т.ч депрессии). Например, вы любите к-л человека. Чтобы избавить себя от любви к этому человеку, представить его в наименее выгодном свете, присвоить кучу недостатков и отрицательных характеристик, замечать только отрицательное.
== избавление себя от необходимости в ч-л.
== перед к-л действием понижение значимости события для будущего, и т.о. сохранение эмоционального состоянии в случае, когда без использования был бы вызван очень сильный стресс или негатив.
== избавление от депрессии в случае когда она была вызвана к-л событием. Просто обесценить данные события. Например, в случае неудач, обесценить все те действия и события, в которых был неуспех.
== манипулятивное воздействие на других людей, охлаждение их пыла -- Например, кто-то хвастается что недавно приобрел классную машину. Выбор фраз широк -- от "Ну и что" до "А у нее мотор барахлит" , "А машина то грязная", "А у других зато стоит классное оборудование" и т.п.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЗАЩИТЕ:
== набирание различных вариантов поведения, нешаблонность, нестандартность -- создавать новые варианты поведения (!!!) в различных ситуациях и отказываться от старых.
== работа с собственной личностью, проблемой, убеждениями; признание ситуации но с условием дальнейшего разрешения; снижение значимости и принятие ч-л неприятного с целью дальнейшей работы с этим неприятным.


6. ПЕРЕНОС

6.1.
ПРОЕКЦИЯ (проецирование)

ДЕФИНИЦИЯ:
== перенесение на ч-л (люди, вещи и т.д.) собственного (намерений, чувств, эмоций, состояний, действий, фраз и т.п.), если отсуствуют явные сенсорно очевидные признаки, указывающие на это.

КОММЕНТАРИЙ:
Т.е. не будет проекцией, а будет констатацией факта, то, что человек в ярости, если например вы видите, что зрачки человека сузились, дыхание короткое громкое через нос и т.д., тогда фраза "Он злой [в данный момент]" не будет проецирующей.

КЛЮЧЕВЫЕ ФРАЗЫ:
== "Это он, а не я"

КОММЕНТАРИЙ:
Т.к переносится на других, а у себя отрицается, данную защиту можно расценивать в том числе и как форму защиты 2(отрицание). Однако отличия между защитами есть. Если отрицается, то необязательно переносится на других, а суть данной защиты подразумевает, что переносится на других.

ПОЗИТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ:
== способ прояснения собственного отношения, недостатков и проблем
== поддержание собственной самооценки
== инструмент общения, см. трансактный анализ

НЕГАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ:
== уход от возникающих в связи с признание факта наличия у себя ч-л проблем и необходимости их решения
== вызывание и поддержание конфликтов
== сокрытие проблемы
== сохранение собственных слабых мест, по которым могут ударить другие люди
== поддержание негативного состояния, сохранение текущей негативной ситуации
== сохранение негативных характеристик характера
== отрицательная установка на отношение людей к вам

ПРИМЕРЫ:
== "Он не хочет разговаривать"
== "Он злой" (при отсутствии признаков злости у другого человека)
и т.д.

ПРОДУМАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
== создание установки на то, что изначально в других людях присутствует позитивное, положительное намерение в отношении в вас, что у них существует готовность помочь вам, они открыты в своих чувствах и т.д. -> проецирование положительного

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЗАЩИТЕ:
== набирание различных вариантов поведения, нешаблонность, нестандартность -- создавать новые варианты поведения (!!!) в различных ситуациях и отказываться от старых.
== работа с собственной личностью, проблемой, убеждениями; признание ситуации но с условием дальнейшего разрешения; снижение значимости и принятие ч-л неприятного с целью дальнейшей работы с этим неприятным.
== уничтожение собственных слабых мест
== считать, что вы несравнимы с другим человекомс; считать, что он мыслит соверешнно по-другому , чем вы, например как инопланетянин; считать, что его мысли и действия вашей логике могут и не подчиняться: ликвидировать последствия эффекта ложного консенсуса; считать что его Карта мира, отличается от вашей Карты мира, и они обе отличаются от Реальности.
== корректирование любых прогнозов, касающихся действий людей, с учетом индивидуальности каждого человека и непохожести друг на друга.
== проверка собственных предположений сенсорно очевидными признаками.

6.1.1.
РЕВЕРСИЯ

КОММЕНТАРИЙ:
Это частный случай проекции

ДЕФИНИЦИЯ:
== перенаправление собственной потребности на других

6.2.
ИНТРОЕКЦИЯ

ДЕФИНИЦИЯ:
== перенесение ч-л [другого человека] (знаний, намерений, чувств, эмоций, состояний, действий, фраз и т.п.) на себя

ПОЗИТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ:
== формирование шаблонов поведения и действия
== разнообразие шаблонов поведения в отдельно взятой ситуации
== формирование характера
== формирование личности
== формирование привычек
== научение ч-л, процесс обучения
== создание интересов, увлечений и хобби
== появление знаний и умений
== появление шаблонных фраз, речевых оборотов
== появление речи в целом, обучение языку
== появление необходимых для жизни физиологических навыков
== появление шаблонов мышления

ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ:
если бы существовал только один человек и было бы полное отсутствие других людей:
== человек лишился бы речи и языка . Ср эффект Маугли
== отсутствие моральных и нравственных норм
== отсутствие шаблонов поведения, регламентированных человеческим обществом
== нивелирование шаблонов поведения характерных для мужчин и для женщин
== при отсутствии влияния извне, нестандартные шаблоны поведения или возможно их отсутствие
== ограничение разумности человека, жизнь в соответствии с инстинктами
== отсутствие возможности получать вербализированные знания

НЕГАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ:
== усиление конфликтов
== появление отрицательных, негативных шаблонов поведения
== появление отрицательных черт характера
== создание страхов и фобий
== отсутствие предрасположенности к ч-л, но выбор профессии по традиции, т.к такая профессия была и у родителей и у дедушек/бабушек
== отсутствие шаблонов поведения кроме существующего в отдельно взятой ситуации
== неблагоприятность шаблона повдения существующего в отдельно взятой ситуации

ПРИМЕР:
== если человек к нам относится плохо, мы начинаем относится к нему плохо, возвращаем ему его отношение.
== обучение в школе, институте и т.д. Всю жизнь мы учимся на основании того как действуют другие люди.

ПРОДУМАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
== как средство устранения или корректирования других защит
== формирование новых позитивных шаблонов поведения вместо отрицательных существующих с помощью наблюдения за поведением других людей
== корректировка неблагоприятных черт характера
== устранение страхов и фобий
== по возможности фильтрация поступающей информации
== получение только необходимых навыков и умений
==

КОММЕНТАРИЙ:
Это базовый механизм функционирования психики человека. Возможно, что он заложен инстинктивно и поэтому никакому контролю со стороны любого человека не поддается, возможно лишь частичное корректирование последствий его функционирования после взросления человека. В течение же детства и младенчества корректировать деятельность механизма невозможно в силу 1) отсутствия возможности вербализации для младенца 2) отсутствия возможности перенесения на человека в течение первых лет жизни любых знаний в силу отсутствия возможности говорить и понимать смысл речи.

6.2.1.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ С АГРЕССОРОМ

КОММЕНТАРИЙ:
Это частный случай интроекции

ДЕФИНИЦИЯ:
== Перенесение чужого отрицательного шаблона поведения по отношению к другим на себя

6.2.2.
ПОВОРОТ ПРОТИВ СЕБЯ

КОММЕНТАРИЙ:
Это частный случай интроекции

ДЕФИНИЦИЯ:
== перенесение ч-л направленного на другого, на себя

ПРИМЕР:
аутоагрессия

6.3.
СМЕЩЕНИЕ

ДЕФИНИЦИЯ:
== перенесение собственных чувств с одного объекта на другой

ПРИМЕР: подчиненный-жена вместо начальника

7.
РАСЩЕПЛЕНИЕ

ДЕФИНИЦИЯ:
== восприятие ч-л c 2 противоположных друг другу сторон при отсутствии промежуточных вариантов

8.
РЕПРЕССИЯ(вытеснение)

ДЕФИНИЦИЯ:
== удаление ч-л из сознательной части психики

КОММЕНТАРИЙ:
Более общий случай отрицания и проекции. Это базовый механизм функционирования психики человека.

9.
РЕГРЕССИЯ

ДЕФИНИЦИЯ:
== проявление реакций свойственных более низкому уровню развития

10.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ

ДЕФИНИЦИЯ:
== устранение или уменьшение внешних проявлений эмоциональной составляющей психики

10.1.
ОТЧУЖДЕНИЕ

КОММЕНТАРИЙ:
Это частный случай интеллектуализации

ДЕФИНИЦИЯ:
== отделение переживаний от ситуации

11.
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

ДЕФИНИЦИЯ:
== объяснение неблагоприятного для себя/для других с позиций целесообразности, здравого смысла, человеческой морали, нравственности


12.
РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДЕФИНИЦИЯ:
== подмена ч-л противоположным


13.
ЭРОТИЗАЦИЯ

ДЕФИНИЦИЯ:
== придавание ч-л сексуальной окраски

ПРИМЕР:
мазохизм

14.
СУБЛИМАЦИЯ

ДЕФИНИЦИЯ:
== напрвление деструктивной энергию на созидательную активность


Используются технологии uCoz